.

.

Научно-методическая деятельность



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 155 г. Челябинска
454038 г. Челябинск, улица Молодёжная, 4 тел/факс: 735-24-32 ИНН 7450012129 КПП 745001001
e-mail: mdoucrrdc 155@mail.ru


Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенный уровень агрессивности.
Цель: создание психолого-педагогических условий для эффективной коррекции уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1.     Взаимодействие педагога-психолога с родителями и педагогами:
·        информирование педагогов и родителей о проблеме агрессивности дошкольников;
·        обучение приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми;
·        обучение родителей и педагогов приёмам саморегуляции эмоционального состояния.                   
2.     Взаимодействие педагога-психолога с дошкольниками,  имеющими повышенный уровень агрессивности:
·        обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева и агрессивности, а также отреагирование негативной ситуации в целом;
·        снятие излишнего мышечного напряжения у агрессивных детей;
·        обучение ребёнка конструктивным конструктивным поведенческим реакциям и формирование у него позитивных навыков общения;
·        формирование нравственного отношения к людям, эмпатии, доброты, доверия к людям и т. д.
·        развитие положительной самооценки.






Психолого-педагогические условия коррекции
агрессивности дошкольников
Взаимодействие педагога-психолога с родителями и педагогами:

Принципы работы
Методы, техники и упражнения, используемые в работе педагога-психолога
1.     информирование педагогов и родителей о проблеме агрессивности дошкольников;


2.     обучение приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми;


3.     обучение родителей и педагогов приёмам саморегуляции эмоционального состояния.                   

·        наглядная информация на стендах
·        мини-лекции, выступления педагога-психолога на родительских собраниях
·        индивидуальные и групповые консультации по данной проблеме

·        упражнения для тренировки на «Я-сообщение»
·        упражнения на развития навыков «активного слушания»

·        упражнение «Продуктивное волнение»
·        «Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
·        прогрессивная мышечная релаксация с применением «Глубокого дыхания»
Психолого-педагогическая коррекция агрессивности дошкольников

1. обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева и агрессивности, а также отреагирование негативной ситуации в целом;

2. снятие излишнего мышечного напряжения у агрессивных детей;
3. обучение ребёнка конструктивным конструктивным поведенческим реакциям и формирование у него позитивных навыков общения;

4.формирование нравственного отношения к людям, эмпатии, доброты, доверия к людям и т.д.

·        пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
·        рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)
·        «рецепт»: Как сделать ребенка агрессивным
·        подвижные игры, направленные на снижение вербальной и невербальной агрессии

·        релаксационное упражнение («Снежная баба», «Апельсин», «Сдвинь камень», «Черепаха», «Морская звезда» и т.д.)
·        подвижные игры, направленные на обучение детей, эффективным способам общения, и на формирование у них конструктивных элементов поведения


·        игры, помогающие детям пережить чувство общности друг с другом (общение без слов)
Диагностический инструментарий
·        Стандартизированное наблюдение (по критериям М. Алворда и П. Бейкера);
·        Анкета для родителей и педагогов (авторы Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.);
·        Графическая методика «Кактус»;
·        Тест «Рисунок человека».

Сроки и время реализации программы
Программа реализуется в течение учебного года. Рассчитана:
·        на 6 встреч с родителями и педагогами (1-2 раза в месяц);
·        20 занятий с детьми (1-2 раза в неделю).
·        Длительность каждого занятия с дошкольниками 30-35 минут. Встречи с родителями длятся около 1 часа.

Структура занятия с детьми
1.
Ритуал приветствия
 (3-5 мин.)
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2.
Разминка- воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (подвижные игры направленные на снятие вербальной и невербальной агрессии)
(7-10 мин.)
Разминка выполняет важную роль настройки на продуктивную групповую деятельность. Она может проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения подбираются с учётом актуального состояния группы. Они позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие напротив направлены на снятие эмоционального возбуждения.
3.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (10 мин.)
Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4
4.
Рефлексия занятия- оценка занятия (7 мин.)
Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему). И смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
5.
Ритуал прощания (3 мин.)
По аналогии с ритуалом приветствия.

Структура занятия с родителями и педагогами:
1.     Приветствие (10 мин.) – сплочение группы, установка доверительных отношений;
2.     Теоретическая (10 мин.)
3.     Практическая часть (20 мин.)
4.     Рефлексия прошедшего занятия (10 мин.)
5.     Ритуал прощания – подведение итогов занятия (10 мин.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий