Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 155
г. Челябинска
454038 г. Челябинск, улица Молодёжная, 4 тел/факс:
735-24-32 ИНН 7450012129 КПП 745001001
Коррекционно-развивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенный уровень
агрессивности.
Цель:
создание психолого-педагогических условий для эффективной коррекции уровня
агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Взаимодействие
педагога-психолога с родителями и педагогами:
·
информирование педагогов и родителей о
проблеме агрессивности дошкольников;
·
обучение приемам эффективного,
конструктивного взаимодействия с детьми;
·
обучение родителей и педагогов приёмам
саморегуляции эмоционального состояния.
2. Взаимодействие
педагога-психолога с дошкольниками,
имеющими повышенный уровень агрессивности:
·
обучение ребенка приемлемым способам
выражения гнева и агрессивности, а также отреагирование негативной ситуации в
целом;
·
снятие излишнего мышечного напряжения у
агрессивных детей;
·
обучение ребёнка конструктивным
конструктивным поведенческим реакциям и формирование у него позитивных навыков
общения;
·
формирование нравственного отношения к
людям, эмпатии, доброты, доверия к людям и т. д.
·
развитие положительной самооценки.
Психолого-педагогические
условия коррекции
агрессивности
дошкольников
Взаимодействие
педагога-психолога с родителями и педагогами:
|
|
Принципы
работы
|
Методы,
техники и упражнения, используемые в работе педагога-психолога
|
1.
информирование педагогов и родителей о проблеме
агрессивности дошкольников;
2.
обучение приемам эффективного, конструктивного
взаимодействия с детьми;
3.
обучение родителей и педагогов приёмам
саморегуляции эмоционального состояния.
|
·
наглядная информация на стендах
·
мини-лекции, выступления педагога-психолога на
родительских собраниях
·
индивидуальные и групповые консультации по данной
проблеме
·
упражнения для тренировки на «Я-сообщение»
·
упражнения на развития навыков «активного
слушания»
·
упражнение «Продуктивное волнение»
·
«Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
·
прогрессивная мышечная релаксация с применением
«Глубокого дыхания»
|
Психолого-педагогическая
коррекция агрессивности дошкольников
|
|
1.
обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева и агрессивности, а также
отреагирование негативной ситуации в целом;
2.
снятие излишнего мышечного напряжения у агрессивных детей;
3.
обучение ребёнка конструктивным конструктивным поведенческим реакциям и
формирование у него позитивных навыков общения;
4.формирование
нравственного отношения к людям, эмпатии, доброты, доверия к людям и т.д.
|
·
пластическое изображение гнева, отреагирование
гнева через движение
·
рисование собственного гнева (лепка гнева из
пластилина, глины)
·
«рецепт»: Как сделать ребенка агрессивным
·
подвижные игры, направленные на снижение
вербальной и невербальной агрессии
·
релаксационное упражнение («Снежная баба»,
«Апельсин», «Сдвинь камень», «Черепаха», «Морская звезда» и т.д.)
·
подвижные игры, направленные на обучение детей,
эффективным способам общения, и на формирование у них конструктивных
элементов поведения
·
игры, помогающие детям пережить чувство общности
друг с другом (общение без слов)
|
Диагностический
инструментарий
·
Стандартизированное наблюдение (по
критериям М. Алворда и П. Бейкера);
·
Анкета для родителей и педагогов (авторы
Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.);
·
Графическая методика «Кактус»;
·
Тест «Рисунок человека».
Сроки и время реализации программы
Программа реализуется в течение учебного года.
Рассчитана:
·
на 6 встреч с родителями и педагогами
(1-2 раза в месяц);
·
20 занятий с детьми (1-2 раза в неделю).
·
Длительность каждого занятия с
дошкольниками 30-35 минут. Встречи с родителями длятся около 1 часа.
Структура
занятия с детьми
1.
|
Ритуал
приветствия
(3-5 мин.)
|
Позволяет
сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал
может быть придуман самой группой.
|
2.
|
Разминка-
воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности
(подвижные игры направленные на снятие вербальной и невербальной агрессии)
(7-10
мин.)
|
Разминка
выполняет важную роль настройки на продуктивную групповую деятельность. Она
может проводится не только в начале занятия, но и между отдельными
упражнениями. Разминочные упражнения подбираются с учётом актуального состояния
группы. Они позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие
напротив направлены на снятие эмоционального возбуждения.
|
3.
|
Основное
содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач данного занятия (10 мин.)
|
Важен
порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния
ребёнка: от подвижного к спокойному, от игры к релаксационной технике. Упражнения
располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей).
Количество игр и упражнений 2-4
|
4.
|
Рефлексия
занятия- оценка занятия (7 мин.)
|
Две
оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо
и почему). И смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
|
5.
|
Ритуал
прощания (3 мин.)
|
По
аналогии с ритуалом приветствия.
|
Структура
занятия с родителями и педагогами:
1. Приветствие
(10 мин.) – сплочение группы, установка доверительных отношений;
2. Теоретическая
(10 мин.)
3. Практическая
часть (20 мин.)
4. Рефлексия
прошедшего занятия (10 мин.)
5.
Ритуал прощания – подведение итогов
занятия (10 мин.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий